кегель карта поиск
+7 (800) 775-05-82, +7 (495) 612-45-51
Справочная донорского отделения:
пн—пт, 9:00—16:00
+7 (495) 612-35-33

Ефимов Григорий АлександровичЗаведующий лабораторией — Ефимов Григорий Александрович (на фото слева).

Лаборатория по молекулярной иммунологии появилась в НМИЦ гематологии в 2015 году. Основная научная проблематика исследований — выявление особенностей Т-клеточного иммунного ответа на различные патогены и при трансплантации аллогенных стволовых клеток крови, а также создание методов профилактики и терапии гематологических заболеваний на основе Т-лимфоцитов.

Темы исследований лаборатории сегодня

Изучение Т-клеточного ответа на вирус SARS-CoV-2

Для создания диагностических систем и вакцин против коронавируса необходимы исследования взаимодействий иммунитета человека с вирусом.

Сотрудники лаборатории ищут новые участки (эпитопы) вируса, на которые формируется иммунный ответ и иммунологическая память, а также изучают Т-клеточный иммунитет у пациентов, перенесших COVID-19, не болевших COVID-19 людей и вакцинированных против SARS-CoV-2.

Публикации:

• SARS-CoV-2 epitopes are recognized by a public and diverse repertoire of human T cell receptors. A. Shomuradova, M. Vagida, S. Sheetikov, K. Zornikova, D. Kiryukhin, A. Titov, I. Peshkova, A. Khmelevskaya, D. Dianov, M. Malasheva, A. Shmelev, Y. Serdyuk, D. Bagaev, A. Pivnyuk, D. Shcherbinin, A. Maleeva, N. Shakirova, A. Pilunov, D. Malko, E. Khamaganova, B. Biderman, A. Ivanov, M. Shugay, G. Efimov. Immunity (Dec 2020) doi.org/10.1016/j.immuni.2020.11.004;
  • Longitudinal high-throughput TCR repertoire profiling reveals the dynamics of T cell memory formation after mild COVID-19 infection. A. Minervina, E. Komech, A. Titov, M. Koraichi, E. Rosati, I. Mamedov, A. Franke, G. Efimov, D. Chudakov, T. Mora, A. Walczak, Y. Lebedev, M. Pogorelyy arXiv:2005.08290v3.

Изучение иммунного ответа на минорные антигены гистосовместимости и создание метода Т-клеточной терапии лейкозов

Наиболее тяжелым побочным эффектом трансплантации является реакция «трансплантат против хозяина». Она может возникнуть даже при полной совместимости донора и пациента по HLA (антигены лейкоцитов человека). Почему возникает иммунный ответ? Например, клетки донора могут реагировать на минорные антигены гистосовместимости (МАГ) в организме пациента, они другие из-за генетических различий разных людей.

В лаборатории ищут МАГ, которые наиболее часто вызывают иммунный ответ при трансплантации, и изучают параметры иммунного ответа у пациентов после трансплантации. Исследование направлено на более успешный подбор пар донор—пациент при трансплантации клеток крови.

Иммунная реакция на МАГ может иметь и терапевтическое применение. Так, сотрудники лаборатории используют антиген НА-1 на поверхности клеток крови как мишень в разрабатываемом подходе терапии лейкозов. Внедрение в Т-лимфоциты донора рецептора, который распознает НА-1, позволит им узнавать и уничтожать остаточные лейкозные клетки, выжившие после химиотерапии и трансплантации, что должно снизить риск развития рецидива.

Публикации:

• Rapid Multiplex Genotyping of 20 HLA-A*02:01 Restricted Minor Histocompatibility Antigens. D. Romaniuk, A. Postovskaya, A. Khmelevskaya, D. Malko, G. Efimov. Frontiers in Immunology (Jun 2019) 10: 1226 frontiersin.org/articles/10.3389/fimmu.2019.01226/full;
  • In Silico Analysis of the Minor Histocompatibility Antigen Landscape Based on the 1000 Genomes Project. N. Bykova, D. Malko, G. Efimov. Frontiers in Immunology (Aug 2018) 9: 1819 frontiersin.org/articles/10.3389/fimmu.2018.01819/full;
  • Transgenic lymphocytes targeting minor histocompatibility antigens for post-transplant immunotherapy. A. Pilunov, D. Romaniuk, S. Sheetikov, A. Khmelevskaya, A. Shmelev, N. Bykova, A. Shomuradova, D. Kiryukhin, D. Dianov, G. Efimov. Cytotherapy (May 2020) 22: 5 (Supplement), S124 sciencedirect.com/science/article/pii/S1465324920302978;
  • Development of T-Cell Therapy Targeting Hematopoietic Minor Histocompatibility Antigen HA-1. A. Pilunov, D. Romaniuk, S. Sheetikov, A. Khmelevskaya, A. Shmelev, N. Bykova, A. Shomuradova, D. Kiryukhin, D. Dianov, G. Efimov, V. Savchenko. Blood (Nov 2019) 134 (Supplement 1): 5749 doi.org/10.1182/blood-2019-130552.

Создание Т-клеточной вакцины против цитомегаловирусной инфекции

В Центре гематологии проходит клиническая апробация метода Т-клеточной терапии цитомегаловирусной (ЦМВ) инфекции у пациентов после переливания стволовых клеток крови донора. Цель терапии — снизить риск отторжения трансплантата. Для этого используется особая популяция иммунных клеток донора, которые узнают и уничтожают заражённые цитомегаловирусом клетки. Такой подход называется «Т-клеточная вакцина», потому что введённые пациенту Т-клетки обеспечивают иммунный ответ на инфекцию.

Сотрудники лаборатории изучают Т-клеточный ответ на ЦМВ у здоровых доноров и пациентов после трансплантации стволовых клеток крови. В лаборатории был разработан алгоритм подбора пар донор—пациент для введения пациенту Т-клеток донора против ЦМВ, этот алгоритм применяется в клинической апробации. Т-клетки для терапии получают по международному стандарту Надлежащей производственной практики (GMP).

Публикации:

• Abundance, diversity and functionality of cytomegalovirus-specific T cells depends on HLA genotype of the donor and hierarchy of the immunodominant epitopes. A. Maleeva, K. Zornikova, D. Kiryukhin, N. Shakirova, V. Shmarov and G. Efimov. The Journal of Immunology (May 2020) 204 (Supplement 1): 94.13 jimmunol.org/content/204/1_Supplement/94.13;
  • Repertoire of Cytomegalovirus-Specific T Cells Is Focused on the Immunodominant Epitopes in Fixed Hierarchy Dependent on HLA Genotype of the Donor. A. Maleeva, V. Shmarov, D. Kiryukhin, G. Efimov, V. Savchenko. Blood (Nov 2019) 134 (Supplement 1): 2327 doi.org/10.1182/blood-2019-130241;
  • CMV-specific T-cell reconstitution as a key factor for identification of candidates for CMV-specific lymphocytes infusion. A. Dmitrova, V. Shmarov, M. Drokov, L. Kuzmina, N. Popova, E. Mikhaltsova, V. Vasilyeva, M. Dovyidenko, O. Koroleva, D. Dubnyak, Z. Konova, E. Usikova, U. Maslikova, O. Starikova, D. Kiryukhin, G. Efimov, E. Parovichnikova, V. Savchenko. HemaSphere (Jun 2019) 3: S1, p 1037 doi:10.1097/01.HS9.0000567776.14469.6f.

Слева направо сидят: инженер-исследователь Яна Викторовна Сердюк, заведующий лабораторией к. б. н. Григорий Александрович Ефимов, инженер-исследователь Екатерина Юрьевна Морозова; стоят в первом ряду: молекулярный биолог Ольга Владимировна Щербакова, лаборант Мария Александровна Малашева, научный сотрудник Юлия Олеговна Пешкова, молекулярный иммунолог Александра Владимировна Малеева; во втором ряду: лаборант Мария Евгеньевна Волобуева, биохимик Дмитрий Олегович Кирюхин, стажер-исследователь Александра Александровна Хмелевская, инженер-исследователь Ксения Викторовна Зорникова, инженер-исследователь Алина Сергеевна Шомурадова, молекулярный иммунолог Артем Михайлович Пилунов, научный сотрудник Дмитрий Сергеевич Романюк; в третьем ряду: стажер-исследователь Дмитрий Витальевич Дианов, научный сотрудник Антон Витальевич Шмелев, научный сотрудник к. т. н. Дмитрий Борисович Малько, инженер-исследователь Алексей Константинович Титов, заместитель заведующего лабораторией по прикладным исследованиям к. б. н. Виктория Ринатовна Гинанова, молекулярный иммунолог Савелий Андреевич Шитиков, научный сотрудник Мурад Сусланович Вагида, инженер-исследователь Наина Талгатовна Шакирова.